АвторСообщение
tatianajan
Группа: Новички
Возраст: 63
Сообщения: 153
Спасибо сказали: 218 раз(а)
Дата регистрации: 11.06.2013
Место жительства:
Статус: Offline
Игла, булавка — в народной культуре предмет-оберег и одновременно орудие порчи.
Иглы, воткнутые в одежду, служили оберегом от всякого зла и нечистой силы. В Полесье Иглы втыкали в стену, на которой сновали, в полные веретена и клубки ниток, когда шли сновать в чужой дом, в полотно во время тканья. Поляки верили, что Иглу, купленную на найденные деньги, надо носить в шапке, т.к. она приносит счастье, а Игла, которой шили одежду для покойника, положенная в посевное зерно, защитит будущие посевы от воробьев. Как оберег Игла использовалась во всех «опасных» ситуациях: при рождении ребенка, на свадьбе, на похоронах, во время болезни.
Посещавшие роженицу женщины в подол своей рубашки втыкали Иглу, чтобы не принести в дом болезни и порчу (бел.). Иглу втыкали в край занавески, за которой стояла кровать роженицы (морав.), в ее одежду, если она выходила из дома (пол.).
Иглу клали под постель новорожденного, чтобы его не испортили и не подменили злые духи (пол.), втыкали в рубашечку (рус.), подкладывали под подушку ребенка от бессонницы (ю.-слав.).
Распространенным оберегом на свадьбе были булавки и Иглы, иногда без ушек, Игла с красной ниткой или новые Иглы, воткнутые острием вверх или крестообразно (рус., бел., полес.). Во время свадебного пира Иглы втыкали в пол, чтобы колдун не наслал на молодых порчу. Польской невесте подруги на девишнике заплетали косу, вплетая в нее множество Иголок и булавок.
В похоронном обряде Иглу втыкали в одежду умершего, клали в гроб (в.-слав., словац.). Чтобы покойник не стал «ходячим» или вампиром, считалось, что надо колоть Иглой (терном, ножом) ему лицо, ухо, шею, живот (серб.). В Болгарии Иглу с красной ниткой втыкали в белый платок, вывешенный на дверях дома, где лежит умерший, что должно было облегчить ему дорогу на «тот свет».
При первом выгоне скота на пастбище среди прочих апотропеев использовалась и Игла (серб.). От сглаза и порчи прикрепляли Иглу к хвосту или к рогам коровы (полес.), вплетали в гриву коня (бел.); вбивали в рог коровы, у которой ведьма отбирает молоко (пол. мазур.); пропускали молоко испорченной коровы через цедилку с девятью (или тремя) воткнутыми в нее Иглами. Если масло долго не сбивалось, бросали в маслобойку Иглу (бел.).
В лечебной практике Игла часто использовалась для остановки кровотечения, а также для приготовления питья от «дури» и бешенства (бел.), от «колотья» и ломоты (чеш., гуцул.) и т.п. Например, чтобы вылечить «куриную слепоту», надо было посмотреть на восток сквозь ушко освященной на Пасху Иглы (укр.). От лишая знахарка обводила трижды вокруг больного места «мертвецкой» Иглой (серб.) или водила иглой крест-накрест (рус.).
Игла является символом женщины и женских работ. Иглу дарили новорожденной девочке или клали в корыто при первом купании (словац., пол.). Сербы считали, что Игла в одежде невесты или Игла , воткнутая в порог комнаты новобрачных, могла быть причиной рождения исключительно девочек. Наоборот, при отеле скота специально втыкали Иглу в том месте, где отелилась корова-первостенка, чтобы она «все телила телок» (смолен.).
При одалживании Иглы считалось, что надо сначала слегка уколоть того, кому ее даешь, иначе можно поссориться (в.-слав.), что надо сначала вдеть в Иглу длинную нитку, а не давать ее «голую» (полес.), что нельзя давать Иглу в понедельник (серб.).
Красть Иглы считалось грехом, за который на «том свете» черти будут прогонять через игольное ушко (укр.), душа будет мучиться в аду до тех пор, пока не истончится до нитки и не пролезет в игольное ушко (бел.).
По восточнославянским и польским представлениям, ведьма, змора или огненный змей могут оборачиваться иголкой, поэтому не советовали поднимать найденную И., а поднятую следовало тут же переломить и выбросить.

Из статья М.М.Валенцова.
Вверх Пожаловаться на сообщение Сказать спасибо
Просмотр профиля Отправить личное сообщение

Разное (форум)